16+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2
Оценка нового дизайна

КЕМЬ В 17-18

КЕМЬ В 17-18
1864
ВЕКАХ

Во второй половине 17 века в Поморье происходили народные волнения, отголоски восстания Степана Разина. Яркой страницей истории этого времени является Соловецкое восстание 1668-1676 годов, участники которого хотели сохранить «старую веру», в разрез с учением патриарха Никона. В подавлении восстания принимали участие царские войска. У многих кемлян в монастыре были друзья и родственники, поэтому они помогали восставшим.
Показать полностью...

Начало же 18 века (1700-1721 годы) прошло под знаменами Северной войны против Швеции, и хоть Кемь и близлежащие территории и не были театром военных действий, но война все же тяжело отразилась на состоянии местных промыслов и мореходства. А Кемский городок, наряду с Сумским острогом, был дополнительно укреплен. Кроме того, в 1702 году жители Кеми, как и другие крестьяне Карелии, принимали участие в строительстве знаменитой Петровской «Осударевой дороги», по которой позже из Белого моря были переброшены два военных корабля в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург (Орешек-Шлиссельбург) у шведов.

«В 1713 и 1715 годах, по указам… Петра… для укомплектования морского флота набрано в матросы поголовно людей годных, крепких и здоровых, господином лебенахтом и кавалером Синявиным… Из Кемского города взято с полным мундиром 44 человека… оставшихся же от взятых матросов сирот, престарелых родителей, жен и малолетних детей воспитывать того городка обществом» (из книги С. В. Максимова).
В период же Северной войны, в 1711-1717 годах в Кеми строится величественный Успенский собор, на месте прежнего двухпридельного, сгоревшего в 1710 году. Летом 1714 года, в день победы русского флота у мыса Гангут, был освещен Зосимо-Савватиевский придел собора. Позже – главный Успенский храм, последним построили и освятили Никольский придел. Высота центрального храма – 35,5 м (для сравнения: Преображенская церковь в Кижах – 37 м), боковых – 23,5 метра. «Успенский собор возводился в то время, когда было покончено с военной угрозой Швеции. Эти годы отмечены большим подъемом творческих сил народа, победившего в долгой и кровопролитной Северной войне, и храм по масштабам и красоте должен был превзойти все сооружения, построенные ранее в этих краях. Решенный в строгих, торжественных формах, он является памятником этой блистательной победы» (по книге «Успенский собор в Кеми»).

Рядом с собором стояла спасенная от пожара Троицкая часовня 1696 года постройки (сохранилась до сих пор и является древнейшим зданием в Кеми). Успенский собор совмещал в себе функции и культового, и гражданского сооружения. Кроме того, безошибочно поставленный в окружающем пространстве, он господствовал и господствует на высоком берегу Лепострова и служил видимым ориентиром для судов, входящих в устье реки.

В 1749 и 1763 годах произошли крупные наводнения, которые снесли и унесли в море часть стен кемского острога, стоящего на малом Лепострове, а также много домов горожан и амбаров.
В 1764 году, после секуляризационной реформы Екатерины Великой Беломорье, в том числе и Кемь, перестало быть вотчиной Соловецкого монастыря и стало государственной собственностью. Северная Карелия с 1764 по 1784 годы входила в состав Архангельской губернии, позже – вновь образованной Олонецкой.

В мае 1785 года Указом Екатерины II было «велено пределы Олонецкого наместничества распространить до Белого моря и Кемский городок переименовать городом», и в августе того же года Олонецкий губернатор великий русский поэт Г. Р. Державин прибыл в Кемь и на площади перед Успенским собором зачитал этот Указ. Тогда же был составлен первый план Кеми, а через пару лет – герб: «В голубом поле, сделанный из жемчугу венок, в знак того, что из протекающих рек от Лапландских гор, вынимается много раковин и из них довольно жемчугу, в верхней части герба поставлен герб Олонецкого Наместничества».

Подробно о путешествии Державина по Карелии можно прочитать в написанной им «Поденной записке». А вот что об этом говорится в исследовании Е. Эпштейна: «21 августа путешественники добрались до Кеми. Сразу же выяснилось, что сведения, полученные Державиным… относительно того, что уездные учреждения в Кеми уже созданы и население с нетерпением ждет празднеств официального «открытия» города, сильно преувеличены. Не только присутственных мест – никаких чиновников в будущем городе не было, а жители и не догадывались, что живут в уездном центре. Попытка Державина отслужить молебен оказалась трудно осуществимой: священник, как и все жители, ничего не знавший о приезде губернатора, уехал куда-то косить сено. В конце концов священника нашли, привезли в город. Державин собрал несколько сот жителей, объявил указ о переименовании городка уездным городом, священник отслужил по этому поводу молебен, а курьер повез донесение в сенат о том, что августа 22 дня город «открыт правителем Олонецкого наместничества Державиным и включен в число прочих городов, губернию составляющих».

Каким же предстал – теперь уже город – Кемь перед глазами губернатора Державина? «Читаем в записке»: «В нем (в городе) находится крепостица и шесть бастионов, сие стоит на небольшом островке и построено, как повествуют, великим Петром, чаятельно для охранения от шведов. Церковь на оном во имя Иоанна Предтечи, но по ветхости ея и по низости места разобрана и воздвигнута новая во имя того же пророка, которая и стоит, еще не освящена, ее окружают четыре упавшие от ветхости бастионы. В предместии храм Успения пресвятые богородицы, освящен в 714 году.
Предместье не имеет правильного положения, но рассыпано по берегам реки Кеми. Река сия наполнена около места сего и далее многими порогами, препятствующими плавать большим судам по оной. Ездят же лодки, сносящие 50 пудовый груз…
Жителей по последней ревизии мужска 453, женска 554 души. Обывательских дворов до 250, в числе коих и монастырское подворье, построенное для архимандрита Соловецкого монастыря. В сей ныне пребывает зимою…
Хлебопашество здесь не весьма обильно и большею частию упражняются в рыбном лове, ездят на Мурманско и там промышляют… Лошадей тягловых у всех поселян до 50, жеребят до 10, коров до 250, овец до 300, прочего же скота не держат. Из дворовых птиц водят одних куриц, коих здесь находится до 200. Лошадей кормят сеном, прочий же скот так же, как сумляне, белым мхом, обдавая рыбною ухою.
В реке Кеми ловится семга… ловятся также по нескольку сиги, наваги и камбалы. Сельди солятся больше в гишпанской соли в бочках…
Положение места – гористое и болотистое, лес растет березняк, ельник, осинник, сосняк, рябинник и ольховый, строевого же здесь нет, а достают по реке Кемь из Панозерного погоста, отстоящего от города в 85 верстах. Звери в них водятся: медведи, лисицы, зайцы, белки, горностаи и по малому количеству куниц.
Птицы в лесах: тетерева, рябчики, куропатки, дикие утки и гуси, орлы, лебеди, чайки, с коих собирается и чистится весьма мягкий пух».

Державин отметил, что основными занятиями кемлян были мореходство, рыбные и морские промыслы, а также судостроение. «Поморы ходили в море на самими построенных судах, которые не боялись сложной ледовой обстановки, и не случайно поэтому поморскую конструкцию судов (коч) использовали варяги» (В. С. Баркина «Кемь»). В веках остались фамилии кемских мореходов Ломовых, Лошкиных и др., а также мастеров-судостроителей: В. Антонова, О. Кондратьева, Я. Горностаева и др.

До нас дошло еще одно описание Кеми конца 18 века: в 1791 году Кемь посетил русский исследователь Петр Челищев. Он писал о том, что в Кеми было две церкви: Успенский собор и церковь Иоанна Предтечи на малом Лепострове, кроме того: «на сем острове есть остатки деревянных башен и стен прежнего городка, построенного в древние времена от набегов иноплеменных и разбойников. Третью ж церковь строят новую на кладбище, версты полторы от города, во имя Живоначальной Троицы. При всех оных церквах один протопоп, два священника и один дьякон, а дьячков и пономарей два крылоса.
Огромный их гостиный двор состоит из одной лавочки, в которой едва на десять рублей товару найдтить можно; впрочем, во всем городе не нашли мы ни водки сладкой, ни крепкой, ни виноградных вин. Народ по моему примечанию склонен общественно к расколу, так как и вообще весь Северный край заражен разновидными сими ересьми…
Казенного нового деревянного строения: для присутственных мест один дом; соляной, винный и хлебный магазины; для казначейства каменная палатка одна; городского строения по плану строящихся деревянных новых домов только шесть, а каменных ни старых, ни новых нет ни одного».

Итак, Кемь становится центром огромного Кемского уезда, конечно, это небольшой город по современным понятиям, но из воспоминаний современников мы узнаем, что здесь открываются присутственные места (вероятно, та самая ратуша, о которой упоминает С. Максимов в своей книге, 1787 года постройки), уездное казначейство – современный музей «Поморье» (1788 год), город постепенно растет, хоть каменное строительство здесь неразвито… А каким город будет в 19 веке – об этом читайте в следующих постах…

Для написания статьи использованы следующие материалы:
В. С. Баркина «Кемь», П. И.Челищев «Путешествие по Северу России в 1791 году», Е. М. Эпштейн «Г. Р. Державин в Карелии», Г. Р. Державин «Поденная записка…», С. В. Максимов «Год на Севере», «Успенский собор в Кеми»

#прогулкипоКемисАней #историяодногоздания_Кемь #историяКемисАней
Оставить сообщение