Добавление новости

*#####* ##* *## ##* *## *#######* ### ### ### ### ###***### ###* *### ###* *### ### ##* ####### #####* ##* *## ####*#### ####*#### #####* ### ##* #######* ######* ##* *## ######### ######### ######* ### *##* ##***** ##*#### *### ######### ######### ##*#### ###**##* ##* ##* ### *######* ##*###*## ##*###*## ##* ### *###### ###### ##* *## *######* ##*###*## ##*###*## ##* *## *####* ###### ##* *## ###**** ##* *## ##* *## ##* *## *##* ##**** ##* *## ##* ##* *## ##* *## ##* *## *## ##* ##* ### ##* ##* *## ##* *## ##* ### *## ##***** ##*#### ###****** ##* *## ##* *## ##*#### *## #######* ######* ######### ##* *## ##* *## ######* *## ####### #####* ######### ##* *## ##* *## #####*
16+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2
Голосование
Оценка нового дизайна

Есть место, где всегда живет история

Есть место, где всегда живет история
266
#ПудожскийМузей
В январе 1973 года я впервые побывала в музее Александра Федотовича Кораблева. Был очень морозный день. Мы с подругой, проходя по улице Горького, обратили внимание на маленькую вывеску "Музей" и едва заметный свет в небольшом оконце. Зашли, как говорится, на огонек.

Встретил нас Александр Федотович в теплом зимнем пальто, шапке-ушанке, валенках, весь замерзший. Повел нас по залам, увлеченно и очень интересно рассказывал, показывал. Никак нас не отпускал, мы так же, как и он, очень замерзли. Уходя, благодарили, оставили отзыв в книге. Это была моя первая встреча с основателем музея.
Затем с семьей переезжаем в Пудож, до получения обещанного жилья устраиваемся временно на квартиру в частный дом, хозяйкой которого оказалась родной сестрой Александра Федотовича - Елизавета Федотовна Харина. Я запомнила ее за работой: она сидела перед большим тазом, в руках самодельная терка, так натирала картофель на крахмал.
На юбилейной встрече, посвященной 50-летию музея, присутствовала дочь Елизаветы Федотовны - Нина Афанасьевна Насонова.
А.Ф.Кораблев принимал участие в Днях культуры районов республики в Петрозаводске. Пудожский район был представлен выступлениями самодеятельных артистов, выставками фотографий, изделиями мастеров прикладного творчества. Однажды Александр Федотович вывозил самовар-петух. Было много восторженных отзывов у петрозаводчан. Выставки по возвращении продолжали работать в музее.
Помощницей А. Ф. Кораблёва была Мария Андреевна Романенко - первый смотритель музея. Топила печи, убирала, присматривала за посетителями - все, как положено, работала на полставки, совмещая эту работу с работой контролера в кинотеатре "Октябрь".
Через три года - в январе 1976 г. - я приступила к работе младшим научным сотрудником Пудожского районного народного музея. Основатель переложил из своей ладони в мою ключи со словами: "Держи!". "Держала" до 2004 года, потом небольшие перерывы и снова работаю. Так же, как и Александр Федотович, заработную плату получала от Карельского государственного краеведческого музея, сотрудники которого положили начало учету предметов музейного значения, выезжая в командировки в Пудож. Первые записи в книге учета были выполнены ими, в частности, Ольгой Алексеевной Соколовой. Я прошла стажировку по постановке на учет предметов в Карельском государственном музее, и началась работа. О своих эмоциях могу говорить много, поскольку то, что мне пришлось увидеть, к чему прикасаться, не описать словами.
Пытались мы с Александром Федотовичем фиксировать, вспоминать имена дарителей, имена людей, изображенных на фотографиях (фонд фотографий огромный!). Работу проделывали большую. К сожалению, война и другие испытания сказались с возрастом на здоровье А. Ф. Кораблева, память его начала подводить, он нервничал, мы прекращали работу. Александру Федотовичу было 70 лет. Часто приходила к ним домой, общались. Со временем Александр Федотович начал резко терять здоровье. Лидия Николаевна, супруга, ухаживала за ним. Потом, когда я приходила, он уже не вставал с кровати, совсем ослабел… В 1981 году А. Ф. Кораблева не стало.
Первый смотритель музея продолжала работу и при мне. Сменила Марию Андреевну её дочь - Татьяна Владимировна Фокина.
Учет, хранение, собирательство - всем этим я занималась. Мною на учет было поставлено довольно приличное количество предметов. За этот период были интересные поступления, например, огромное количество предметов музейного значения, из семьи Старцевых (п. Шальский). Было положено начало комплектованию коллекции о нашем знаменитом земляке - Анатолии Георгиевиче Овчинникове. Неоднократно были поступления от Александры Григорьевны Керсоновой, в частности, о Тришковой Александре Андреевне, учительнице Каракулинской школы. От Мишкина Андрея Ивановича - из рода сказителей. Огромный материал собран о послевоенном периоде для оформления предстоящей экспозиции: о предприятиях, ветеранах труда, личные коллекции тружеников лесного комплекса, сельского хозяйства и т.д. В 1970-80-е годы проводились комплексные мероприятия: музей - кинотеатр, музей - районная и детская библиотеки, музей - Дом культуры.
Запомнилась первая моя выставка. Она была оформлена в 1982 году к 600-летию самого раннего упоминания Пудоги в новгородских берестяных грамотах, датируемого 1382 годом. Использовались фотокопии, музейные предметы. В изготовлении стендов и написании сопроводительных текстов помощь оказал И. В. Смирнов, художник районного Дома культуры. Игорь Васильевич также был главным художником в оформлении декораций для клуба «Старый граммофон».
Дни культуры в Петрозаводске, выезды в соревнующиеся с Пудожским районом - Суоярвский и Муезерский, выставки изделий декоративно-прикладного творчества в Дни коллективного отдыха жителей г. Пудожа - во всем принимал участие музей. Помимо экскурсий, выставок проводились актуальные для музеев на тот период времени приём в пионеры, вручение советского паспорта. В городе живут эти уже повзрослевшие пудожане, которые были участниками таких событий. Как пример: с месяц назад дамский мастер по стрижке мне сказала, что 32 года назад в 1988 году в музее ей вручали паспорт.
В 1983 году на сессии Пудожского районного Совета было принято решение о передаче здания райсовета музею. Решено было его ремонтировать методом "народной стройки". Здание - бывшая управа уездная земская (нач. 1910-х гг. - 1918 г.) - по площади в два раза больше предыдущего (на ул. Горького), однако зимой в этом помещении температура была низкая. Я это уже знала, так как иногда по рабочим вопросам приходилось обращаться к председателю райсовета Ф. М. Мартемьянову. В зимнее время поверх одежды на нем был меховой жилет, а на ногах валенки.
С благодарностью вспоминаю руководителей города и района тех лет - Евгения Владимировича Сидорова, Валентина Михайловича Скресанова. Несмотря на то, что многие учреждения нуждались в улучшении условий, они были твердо убеждены в том, что музей остро нуждается в данном помещении: в центре города, площадь его больше предыдущего.
В этот период времени музей являлся филиалом Карельского государственного краеведческого музея. Нам предстояла серьезная работа по подготовке помещений - ремонт, преобразование из кабинетного в "из зала в зал", обеспечение оборудованием, монтаж постоянно действующей экспозиции. А мы уже въехали, перевезли все музейное имущество, предметы, поскольку мне было сказано, что если не переедете, здание займут.
В "народной стройке" участвовали 13 организаций - ПМК-116, райпо, ОРС, сельхозтехника, ремонтно-механические мастерские Пудожской сплавной конторы и другие. Это целая эпопея. Прораб, мастер, добытчик стройматериалов, подготовка экспонатов для монтажа экспозиции - это все входило в мои обязанности. Ремонт затягивался, некоторые организации не успевали к сроку, а время пришло к началу монтажа экспозиции, и монтаж начался. Завели ежедневник, где записывали всех внештатных работников, кто, когда пришел, когда ушел. Монтаж велся, экспозиции открыты, экспонаты на виду… Мы с Татьяной Владимировной, смотрителем, старались за всем следить.
А сколько раз приходилось обращаться к руководителям организаций, предприятий по поставке оборудования, решению вопросов продвижения ремонта. Понимала, что надоела всем, они от меня, думаю, рады были спрятаться. Некоторые прямо так и говорили: "Нам вас навязали, что вы тут ходите". И все же, несмотря ни на что, в конечном итоге все выполнили свою миссию - каждая организация сдала свой зал. Колоссальный труд и вклад многих и многих людей - директора и сотрудников Карельского государственного краеведческого музея (Лопаткина Л.В., Тихонова Н.Н., Данков М.Ю., Учуваткин Д., Скворцов В.А. и других), руководителей и рабочих предприятий, занимавшихся ремонтом, монтажом экспозиции (Маликов В.И., Костин Г.В., Назаров В.Н., Ганжинов М.Л., Петтай Р.А., Занин В.Г., Таразевич В.М. и др.).
Впоследствии некоторые из работавших даже сравнивали свой вклад с другими: например, говорили, вот ОРС - они "богатые", как красиво зал отремонтировали, даже потолки укрепили красивой доской . Как-то так совпало, что богатый ОРС подготовил зал под богатую экспозицию "Пудож купеческий". Строители Пудожской ПМК - 116 также старались вовремя сдать свой объект, обеспечили оборудованием, в двух самых больших залах пол застелили линолеумом.
23 февраля 1986 была открыта экспозиция "История пудожского края". Это было событие!
В 1989 году в штате музея появилась третья ставка хранителя, на работу пришла В. М. Минина. И началась ее многолетняя скрупулёзная работа по учету, хранению, изучению фондовых накоплений. Впоследствии Валентина Михайловна стала соавтором изданной в 2012 году московским издательством книги "Народная вышивка Пудожья" (Бакирова О.И., Минина В.М.), с чем мы её и поздравляли.
В 1991 году на работу в музей пришла Светлана Николаевна Фомина - молодой энергичный сотрудник. Проводились интерактивные экскурсии для детей, организовывались экскурсионные поездки в Вытегру, Каргополь, на Кочковнаволок. Проводилась работа по благоустройству гостиницы в д. Кубовская, продолжилось сотрудничество с музеем-заповедником "Кижи". Работали по проекту "Голубая дорога", принимали зарубежные выставки из Швеции, Финляндии, делегацию зарубежных представителей международной организации Красного Креста, возглавляла делегацию госпожа Койвисто. Сотрудничали с Центром по охране памятников истории и культуры. В этот период музей стал центром по работе с мастерами-ремесленниками, был оборудован зал для проведения мастер-классов. Появилась первая оргтехника. Николай Александрович Кораблев одобрил и утвердил проект первого буклета о музее, буклет был издан.
В 2004 году С. Н. Фомина стала директором музея, проработав до 2008 года. Светлану Николаевну сменила Елена Петровна Силякова.
Помнится много интересных эпизодов из жизни музея. Вот некоторые из них.
В экспозиции есть скульптура Иисуса Христа, она находилась на территории Муромского монастыря. Доставить ее помогал Александру Федотовичу Борис Павлович Фофанов, директор Пудожской кинодирекции. Организация располагала транспортом. По реке, до места, доставил один из местных жителей. Дело сделали, скульптуру разместили в лодке, а сами на берегу немножко расслабились за ухой. Александр Федотович по возрасту был старше всех, очень устал. Оглянулся, увидел силуэт в лодке и спрашивает: "А кто там в лодке?".
Вот еще случай. Открываем экспозицию, проходим через второй зал, где орудия труда крестьян. Один из посетителей так громко говорит: "Ой, какое косовище кривое, у нас в хозяйстве прямое". Лидия Николаевна Кораблёва парировала: "Ваше прямое, да в музей не попало, а наше в музее!".
Еще случай. Фонд музея востребован для изучения, к нам часто обращались и обращаются за предоставлением краеведческого материала. Представляет интерес и книжный фонд. Стал ходить к нам пожилой человек, он имел разрешение на изучение книг. По его просьбе мы ему предоставили несколько брошюр, изданных в 1917, 1919 годах, "приставили" к нему смотрителя Маргариту К. Она была рядом, ненавязчиво выполняла свою работу. Вдруг смотритель со слезами на глазах взволнованно позвала меня: "Посмотрите, что он делает!". Посетитель прятал книги за ремень брюк! Конечно, мы культурно попросили его удалиться...
Музей с каждым годом все популярнее, знаменитее, живет, продолжая дело, начатое Александром Федотовичем Кораблёвым. Здесь работали и работают трудолюбивые, терпеливые, усердные, приветливые, ответственные сотрудники - настоящие патриоты.
Благодарю коллег, с кем работала и работаю, пудожан, руководителей города и района, руководителей организаций и предприятий, сотрудников районных газет, спонсоров, кто в трудные девяностые не отказывал в финансовой поддержке, друзей музея. С особым теплом вспоминаю о Евгении Григорьевиче Нилове, Анатолии Георгиевиче Овчинникове, Анне Дмитриевне Анхимовой, Александре Ивановне Шляминой, Александре Григорьевне Керсоновой, Лие Платоновне Глазачевой, Клавдии Сергеевне Луцкиной, Иване Петровиче Горшкове и о многих-многих других, кого уже нет с нами.
У музея были и есть бескорыстные помощники. Каждый вложил свою частичку души в наше общее дело. Поздравляю всех с праздником - юбилеем музея! Желаю всем крепкого здоровья и благополучия.
Г.Сергеева
Оставить сообщение
######### ##* *## ######### ### ### ###****** ###* *### *#### ##* ##* *## ####*#### ##* *## *#### ##* ### *## ######### ##* *## ***## ##* ###**## ######### ##**### *## #######* ####*## ##*###*## ##**##* *## #######* ####*## ##*###*## #####* *## ###**** ####### ##* *## #####* *## ##* ##*#### ##* *## ##*### ##* *## ##* ##*#### ##* *## ##**##* ###*### ###****** ##**### ##* *## ##* ### *#####* ######### ##* ### ##* *## ##* *## *###* ######### ##* *## ##* *## ##* *##
Последние новости
2020-11-28
ИНТЕРЕСНЫЙ СПОСОБ, КОТОРЫЙ ПОМОЖЕТ НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЗАПОМИНАТЬ СТИХИ В ДВА СЧЁТА
Всё просто — читаем стих, вычёркиваем самые короткие слова. Снова читаем несколько раз, опять вычёркиваем (на этот раз более длинные). И так далее… В результате
22
2020-11-28
НУЖЕН ЛИ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ ЛОГОПЕД
Многие мамы и бабушки часто сравнивают своих детей с чужими: «Вот Вова уже стихи рассказывает в 2 года, а наш Саша только фразами начал говорить. Отстает ли его
25
2020-11-28
Как уберечь своего ребенка от опасности в интернете? Выучить с ним правила цифровой грамотности!
Предлагаем ознакомиться с рекомендациями для родителей в видеоролике в рамках Всероссийской акции "Безопасность детства", инициированной Уполномоченным при
2020-11-28
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
В возрасте 4- 5 лет малыши учатся образовывать уменьшительно - ласкательную форму имен существительных. А ваш ребенок умеет это делать?Игра поможет
2020-11-28
Техника “Микстура от страха” для взрослых и подростков
⠀ В большинстве случаев наши страхи иллюзорны. Лишь 10% всех наших страхов действительно основаны на наличии реальной угрозы. ⠀ Испытывает страх не вся ваша суть,
2020-11-28
Теплые строки
Милый сердцу человек Борису Павловичу ФОФАНОВУ - отличнику кинематографии СССР, Почетному кинематографисту России, заслуженному работнику культуры Карельской
30