16+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2
Оценка нового дизайна

Доброе утро, друзья!

Доброе утро, друзья!
1051

Мы продолжаем роазговор о берестяных изделиях. Сегодня у нас сенокосная тема.
Вот позабыла некоторые названия. Как называются жерди - боковые опоры для стога? Может подскажете?

Коси, коса, пока роса…
Показать полностью...
Мы продолжаем разговор о применении берестяных изделий в жизни крестьян пудожского края. Важнейшей составляющей сельскохозяйственного цикла крестьянских работ был сенокос. Короткое, нередко дождливое северное лето заставляло крестьянина торопиться и, дождавшись спелости трав, не мешкая приступать к покосу травы (но не раньше Петрова дня). И до настоящего времени на Русском Севере в сенокосных работах принимает участие вся семья, труд этот остаётся маломеханизированным.
Процесс заготовки сена подразделяется на несколько этапов: собственно, сам сенокос начинался, чуть светало, пока лежала роса. В покосе принимали участи мужчины и женщины. От комаров и мошки применяли накомарники. К полудню ближе отлежавшуюся траву начинали сушить, переворачивая её граблями и собирая в валки, которые тоже переворачивали. Так как под многие частные крестьянские покосы выделялись не большие луга, а лесные полянки и опушки, береговые поймы, то сохнущее сено часто попадало в тень от высоких деревьев. Такое сено приходилось в течение дня неоднократно перетаскивать из тени на солнечное место. Существовала в пудожском крае поговорка «сено на граблях сохнет». Она напоминает о том, что сено само, без работы граблями, не высохнет. Обычно этой работой занимались женщины и дети. Когда сено становилось сухим, его складывали в кучи, которые потом подносили к месту стогования на длинных шестах (аналог носилок). Иногда, опасаясь дождя, в кучи складывали и недосушенную траву, но на следующий день такие кучи снова разбрасывали и досушивали. В завершение работы ставили стог (это была мужская работа, но были и женщины, умеющие ставить стога). Для стога готовили длинный центральный шест – стожар (или острамина), вокруг которого особым способом укладывалось и утаптывалось сено так, чтобы вода не проникала внутрь стога. К утаптыванию часто привлекали ребятишек. Готовый стог подпирали жердями и сверху, закрепляя на острамине, укрывали длинными ветками.
Траву косили разными косами: горбушей, литовкой, стойкой. Коса время от времени нуждалась в заточке. Затачивали косу сенокосной лопаткой, иначе её называли правилом или правилкой, а также осёлком. Носили такую лопатку в специальном берестяном налопаточнике на поясе. Представленный в экспозиции музея налопаточник кустарного изготовления имеет вытянутую прямоугольную форму. Выполнен в технике плотного плетения. Его длина около 31 см.
Обувь для сенокоса тоже была берестяная – лапти. Ногам в лаптях не было жарко и было не больно ступать по торчащим из земли после покоса грубым травяным стеблям. Плели лапти из бересты и лыка. Это была повседневная обувь, которую изготавливали кустарным способом. Главное преимущество лаптей заключалось в дешевизне расходного материала. Лапти обували на портянки (онучи) и привязывали спирально к голени при помощи шнурка (обора). Правда, лапти быстро изнашивались, а в сырых местах ноги в них промокали. Онучи, перевязанные оборами, сбивались, натирали ноги. Вряд ли можно назвать их удобной обувью. Нужна была привычка к их ношению. Носили их, скорее, от бедности. Лапти – обувь небогатых земледельцев. В Пудожском уезде именно бедняки носили лапти, а более обеспеченные крестьяне и ремесленники предпочитали сапоги. «Лапотники» - обидное прозвище для местных бедняков. Известна такая поговорка, связанная с присоединением Пудоги, которая исстари входила в состав Новгорода, к Москве в 15 веке: «При Новгороде жили – в сапогах ходили. Москва пришла, всех в лапти обула». Эта поговорка - отражение реальных исторических событий. С установлением власти Москвы на волоковых путях пудожане потеряли возможность иметь доход с обслуживания торговых караванов, следующих по реке Водле через волоки к реке Онеге и Белому морю. Вот и получилось, что «Москва всех в лапти обула». Лапти нередко упоминаются в пудожском фольклоре, например, в сказке «Лапоток, пузырь и соломинка» и в загадке «Пустое стоит, полное ходит».
Зиновьева Е.
Оставить сообщение