16+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму

18:58 01.12.2021
370
Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…».

Уровень развития мелкой моторики рук – один из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе.


Овладеть письмом ребенок сможет, если его пальцы хорошо слушаются. Если развита мелкая моторика рук, у него будет красивый почерк, а также это поможет избежать многих проблем с обучением в школе.

Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать) .

Мелкая моторика – основа развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи.

Причины затруднения на письме:
Психологические особенности детей :
- Слабые мышцы пальцев и кистей рук быстро устают;
-Несовершенна координация движений;
-Не закончено окостенение запястий и флангов пальцев;
-Несформированность зрительных и двигательных анализаторов

Процесс освоения письма – трудный так как:

- Формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма

- Формируются графические навыки: правильное изображение букв, соблюдение при письме слов одинакового размера букв и их расположения на рабочей строке и т. д. ;

- Формируются орфографические навыки: обозначение звуков соответствующими буквами, соблюдение собственно орфографических правил.

Упражнения, которые развивают мелкую моторику:

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом.

3. Занятия с пластилином.

4. Шнуровки. Застёжки.

5. Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.

6. Игры с мозаикой. Пазлы.

7. Вырезание ножницами.

8. Рисование различными материалами - ручкой, простым и цветным карандашом, мелом, акварелью и т. д.

9. Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликации.

10. Графические упражнения. Штриховка.

11. Раскрашивание раскрасок.

Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

Включение пальчиковых игр и упражнений в любой вид деятельности вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Смысл пальчиковых игр не только в развитии мелкой моторики.

Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта; осознать себя в системе «телесных координат», научиться управлять своим телом.

Это предотвращает возможность возникновения неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

Занятия «штриховка, обводка по трафаретам, рисование» - эффективный приём развития мускульной памяти, координации движений пальцев рук. Этот приём не только развивает глазомер, укрепляет мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию речи, а также компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков.

Мозаика, пазлы, лего. Такие игры развивают, прежде всего, мелкую моторику, пространственное мышление, а также внимательность, фантазию и тренируют глазомер.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие.Детям предлагается: — сортировать, — угадывать с закрытыми глазами, — катать между большим и указательным пальцем. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек и т. д.

Игры с палочками развивают тонкую координацию движений рук и формируют пространственные представления.

Шнуровки, пуговицы, резинки. Давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости.

Все это создает оптимальные предпосылки для подготовки к письму.

Игры с прищепками развивают мелкую ручную моторику, внимание, зрительное восприятие, речь, мышление, память, воспитывают усидчивость, стремление к достижению результата.

Игры с клубком ниток учат детей концентрироваться, сосредоточиваться, стремиться закончить работу, тренирует выдержку и усидчивость.

Работа с ножницами. Это прекрасное упражнение для быстрого чередования напряжения мелкой мускулатуры руки и ее расслабления.

Процесс работы с пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев, зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь.

Игры с бумагой. Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

Развитие мелкой моторики и координации движений рукиу детей позволяет детям: овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

Оставить сообщение