16+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2
Оценка нового дизайна

КАК НЕ УПУСТИТЬ ПОДРОСТКА НА ГРАНИ? Советы психолога

КАК НЕ УПУСТИТЬ ПОДРОСТКА НА ГРАНИ? Советы психолога
941


Существует классическая русская поговорка “Где тонко, там и рвется”. Рвется всегда там, где напряжение выше всего. Вот почему дети подросткового возраста наиболее уязвимы к уровню социального напряжения, который присутствует в современном обществе.
Показать полностью...

Важно осознать, когда поступки подростка — уже не просто вопрос переходного возраста или дурного влияния, и нужно обращаться срочно за помощью к специалистам. Вот признаки, на которые стоит обратить внимание:

* Самоповреждение — это очень угрожающий симптом. Если ребенок самоповреждается, например, вы видите порезы на руках, то это даже страшнее, чем если у него следы от уколов.
* Проявление скрытых негативных эмоций — приступы отчаяния, чрезвычайно сильный страх, тенденция к избеганию ситуаций, которые вызывают тревогу.
* Выключение из контакта. Подросток предпочитает проводить время наедине в своей комнате или с друзьями, но не с вами, практически не разговаривает. Он становится таким, можно сказать, «беспроблемным ребенком», который фактически избегает контакта. При этом ребенок может прекрасно учиться.

Обращайте внимание, кто друзья вашего ребенка, с кем он общается, что это за люди. Это не вопрос контроля, а вопрос понимания той структуры, в которую он включен.

Знаете ли вы, чем увлечен ваш ребенок, что его интересует, что он думает о жизни? Безусловно, общаться с типичным подростком 15-17 лет бывает очень тяжело. Потому что он будет мрачен, он будет транслировать, что мир плох и катится в тар-тарары. Он будет пессимистичен (и это нормально, у него есть на это право). Наша задача как родителей — не испытывать в этот момент страшного беспокойства и не пытаться его убедить, что мир прекрасен. Доносите ему одну простую мысль:

“Тебе сейчас тяжело, я знаю. Я был там, но это пройдет. Я готов с тобой быть в этом тяжело.

Я готов слушать про то, как отвратителен мир.

И где-то даже присоединиться, потому что временами он действительно отвратителен. И я не пытаюсь тебя разубедить.”

К сожалению, иногда для родителей это оказывается непереносимо, и они отключаются от подростка, начинают существовать параллельно. И вот тут велик риск того, что подросток почувствует себя совсем одиноким.

Существует главная задача подростка в его возрасте – выжить и не разрушиться. Наша самая главная родительская задача — это помочь ребенку пережить подростковый период и не утратить с ним контакт. Не так важны оценки, достижения и выбор будущей профессии, когда на кону его жизнь. Мы должны правильно расставлять приоритеты. Сначала жизнь и психическое благополучие. Сначала контакт. Сначала я понимаю, как ты себя чувствуешь, а потом я узнаю, как у тебя дела в школе. Когда этот приоритет перекошен, ребенок получает послание “я сам не очень нужен”, нужны только мои достижения и умения.

Современные дети умеют есть с ножом и вилкой в 7-8 лет, проводят различные химические опыты, изучают искусственный интеллект, программируют, но при этом не знают, как справиться с собственным гневом, когда он выходит из-под контроля. И это создает такой уровень фрустрации, который высоко уязвимые в эмоциональном отношении подростки могут просто не выдержать.

Мы зачастую очень много инвестируем в интеллектуальное развитие детей, но очень мало — в их эмоциональное развитие и в наш контакт, потому что нам некогда.

В настоящее время в связи с увеличением общей продолжительности жизни пересматривается периодизация любого жизненного периода человека, в том числе и детского развития. Так, например, психологи в подростковой клинике теперь принимают детей до 23 лет. Не стоит ожидать, что сегодняшний 12-летний подросток будет таким же зрелым, как его сверстник 30-40 лет назад.

Подростковый возраст удлинился особенно, потому что гормональный пубертат сегодня начинается значительно раньше, чем мы привыкли думать. У предыдущих поколений он стартовал в 13-14 лет, сегодня зачастую — с 9-10 лет, а продолжается до 18-ти. Это такой удлиненный очень сложный этап, когда ребенок в аду. Ведь подростковый период, наверное, самый тяжелый в человеческой жизни.

Один из главных источников стресса нашего времени — информационная перегрузка, для борьбы с которой важно научиться самим и научить детей навыкам осознанности. Дети, которые умеют медитировать, применять навыки осознанности, становятся спокойнее, увереннее, надежнее и могут опираться на себя. Для видимого результата достаточно заниматься с ребенком практикой осознанности хотя бы 3-5 мин ежедневно.

Когда человек травмирован и напуган, когда происходит что-то неблагополучное, запускается так называемый процесс диссоциации (отделение от себя, от собственного тела, его переживаний в пространстве). Я перестаю быть собой на какой-то момент, потому что быть собой сейчас очень мучительно. Это естественная реакция, древний примитивный, но функциональный защитный механизм.

Когда мы начинаем практиковать осознанность, мы принудительно возвращаемся в себя. Это может вызывать дискомфорт, но в результате нам становится гораздо лучше. Страдание возникает, когда мы стремимся избежать боли. Соприкосновение с болью избавляет нас от страданий.

Задача взрослого — выстаивать в любой ситуации. Ребенок должен смотреть на него и понимать, папа и мама справляются, и я тоже справлюсь. Выстаивать взрослому — это значит транслировать ребенку: “Да, мне трудно. Но я знаю, что делать. Я понимаю, как нам выживать в этой ситуации. Будем дальше жить, с нами все будет хорошо”.

Светлана Бронникова, клинический психолог, кандидат психологических наук
Оставить сообщение