16+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2
Оценка нового дизайна

ДЕТСКОЕ СЛОВОТВОРЧЕСТВО - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

ДЕТСКОЕ СЛОВОТВОРЧЕСТВО - ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
1748

Нередко от малышей можно услышать такие необычные слова, которые поражают взрослых своей изобретательностью, оригинальностью и точностью.

- Какой ты диктун, папа!
Показать полностью...

- Это не твоя воспитательница, она всехлюдная!

- Муж стрекозы – стрекозел.

К.И. Чуковский писал: «У двухлетних и трехлетних детей такое чувство языка, что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а, напротив, очень метки, изящны, естественны». Что же такое – детское словотворчество?

Процесс создания ребенком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала с помощью общих правил родного языка носит название словотворчества. Если ребенок не владеет готовым словом, он его «изобретает» по известным ему правилам. Поэтому эти придуманные детьми слова хоть и новы для взрослых, но вполне понятны по своему назначению и логике, в словаре ребенка всегда можно найти аналогию такому изобретению. Период словотворчества возникает на третьем, четвертом году жизни и исчезает к пяти – шести годам, когда ребенок уже в основном усвоил правила и нормы родного языка.

Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, лежащие в основе образования новых слов:

1. «Осколки слов», когда часть какого-нибудь слова используется как целое. «Лепь» - то, что вылеплено, «прыг» - прыжок.

2. К корню одного слова прибавляется окончание другого – «чужие окончания»: «красняк» - синяк, «помогание» - помощь.

3. Одно слово составляется из двух – «синтетические слова».

К.И. Чуковский называл их гибридными словами: «безумительно» - безумно и изумительно, «бананас» - банан и ананас.

В своей книге «От двух до пяти» писатель восхищался детской способностью к словотворчеству, называя ее «завоеванием грамматики»: «Малыши готовы бесконечно жонглировать разными формами слов, так как пока не знают исключений и правил. … В глаголах меня особенно восхищают приставки, виртуозно придающие каждому слову именно тот оттенок экспрессии, какой придает им народ. Углазиться, выпузырить, распакетить, задверить, приудобиться, обснегиться – здесь ребенок никогда не ошибется".

В настоящее время существует такая точка зрения, что словотворчество представляет собой вполне закономерный процесс. Он выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических правил родного языка. Но почему же тогда часто словарный «арсенал» ребенка так уникален? Есть слова, которые присутствуют в речи почти всех детей – «всехний», «всамделишный», «взаправду», но такие, как, «разливательная» (ложка), «прекрасник», «насмарканный» (платок), «утьком» (гуськом про уток) встречаются единожды и не повторяются.

Активное словопроизводство свидетельствует о творческой личности ребенка, о его развитом воображении, о его способности к развитию речи, и далеко не каждому ребенку такая способность дана.

Дети сначала усваивают нормативные правила образования слов, затем стараются придумать, «изобрести» новые слова. В этом помогают такие игры, как «Инопланетяне», «Изобретатели», «Полминутки для шутки», «Фантазеры». Например, детям дается ряд слов: «Как называется человек, который учит детей? А как вы думаете, называется человек, который много читает? Мыслит, размышляет? Ребята, давайте придумаем название человеку, который много ругает, хвалит и т. д. Если ребенок начинает образовывать слова с суффиксом « тель» - значит этот суффикс стал для него понятным, значимым. Или, игра «Инопланетяне»: к нам прилетели неизвестные жители с далекой планеты, которые называют себя «румпы». Как будет называться один инопланетянин? А его малыш? А два малыша? Так закрепляем суффиксы «ата», «ята», «онок», «енок». «Изобретаем слова для кошки Карамельки» (активизация слов – притяжательных прилагательных). Хвостик чей? («Карамелькин»). Чьи ушки? («Карамелькины») и т. д. Образование сложных слов: сам катит – это самокат, сам ходит – самоход. Как по-другому можно назвать холодильник, если он сам охлаждает продукты? («Самоохладитель»). А печку, она наоборот сама нагревает? («Самогрелка, самонагреватель»). В игре «Фантазеры» даем название «вкусному» дождику: снег падает – это снегопад, а если бы падал сыр, чипсы, пицца, как назывался бы такой «дождь»? Домик Совы в мультфильме про Винни Пуха называется «Совешник». Придумайте названия домиков для Кенгуру, Бегемота, Черепашки. Все необычное нравится детям, активизирует их внимание, пробуждает в них творческое начало. Такие игры и упражнения помогают детям вслушиваться в слова, понимать, как, образуется нужное слово, а, значит, и предупреждать нарушения письменной речи в школе.
Оставить сообщение